Архив

Исайя 52:13-53:12. Страдание Раба

Ключевым отрывком всей книги пророка Исайи считается раздел Ис 52:13 – 53:12. Этот библейский пассаж так ярко и зримо рисует страдания Христа, что это создает подчас неразрешимые проблемы для иудейских учителей. Учитывая то, что христиане часто и основательно использовали этот отрывок, чтобы доказать мессианство Иисуса, эта глава была изъята из ежегодного синагогального чтения пророков, а также были удалены комментарии на эту главу средневековых раввинов. Сегодня можно часто услышать от раввинов, что в этих текстах говорится не о Мессии, а о страданиях Израиля во времена язычников. Многие из них заходят даже слиш­ком далеко, утверждая, что такое представление было традиционным для иудаизма. Но такие утверждения, как правило, рассчитаны на невежественную аудиторию. Все древние еврейские писания, такие как Мишна, Гемарра (Талмуд), Мидраши и многие другие соотносят эту часть текстов Танаха именно с мессианской личностью. Первый раввин, который стал высказываться против этого, был Раши, примерно в 1050 г. н. э. До него все без исключения раввины говорили, что в этом отрывке речь идет о  Мессии. Когда Раши впервые выступил со своей концепцией, ему пришлось ожес­точенно отстаивать свою точку зрения в спорах со своими совре­менниками, наиболее известными из которых был Рамбам, более из­вестный под именем Маймонида. Рамбам заявлял, что Раши абсолютно заблуждался, когда выступил против традиционных представлений по этому вопросу в иудаизме.

Начиная с 1800 года, когда христианские евангелисты стали чаще обращаться к этому отрывку, все большее число раввинов стало рассматривать воззрение раввина Раши как весьма привлекательный и хороший контраргумент христианскому учению. Внимательное прочтение отрывка показывает, что ряд содержащихся в нем утверждений никоим образом нельзя применить к народу Израиля. Этот отрывок никогда не читают в синагогах. При публичном чтении книги Исайи его пропускают и переходят от 52-й сразу к 54-й главе.

Ранее, в гл. 49 книги Исайи, было сказано, что Израиль сначала отвергнет Христа, но в конечном итоге примет Его. А в данном отрывке говорится как раз об окончательном Его принятии в более позднее время. Это относится к тому, что произойдет в будущем, когда руководители Израиля признают свое заблуждение, свою вину по отношению ко Христу во время Его первого пришествия и исповедуют национальный грех, используя эти самые слова из книги Исайи. Описание Христа в этом отрывке производится не с точки зрения грядущего события, но как бы уже из свершившегося будущего, непосредственно перед вторым пришествием Христа – это ретроспективный взгляд на время первого пришествия.

Сам этот отрывок можно легко подразделить на пять разделов, по три стиха каждый. Первую строку каждого раздела мы используем в качестве подзаголовка.

Вот, раб Мой будет благоуспешен – 52:13-15

«Вот, Раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится. 14 Как многие изумлялись, [глядя] на Тебя, – так был обезображен, более всякого человека, лик Его и вид Его – паче сынов человеческих! 15 Так многие народы приведет Он в изумление: цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слышали».

Говоря о Христе как о Рабе, Исайя, тем самым, отождествляет Его со Слугой/Рабом Яхве из предыдущих отрывков. В Ис 42:1-6 описывается миссия слуги. В Ис 49:1-13 говорится о том, что на пути своего служения слуга будет испытывать многочисленные трудно­сти, в Ис 50:4-9 показано, что ему предстоит претерпеть физические страдания, но о самой причине Его стра­даний ничего не говорится. Теперь в Ис 52:13-53:12 сказано, что Его физические страдания приведут Его к смерти, а также раскрывается причина Его страданий и смерти. Ст. 13,14 и 15 в гл. 52 – это обобщение информации, более детально переданной в гл. 53.

В ст. 13 подчеркивается прославление и возвеличивание Христа, говорится о Его вознесении на небеса, где Он воссядет по правую руку от Бога-Отца. «Возвысится» означает воскресение Иисуса; «вознесется» указывает на Его вознесение на небо; «возвеличится» означает, что Он воссядет по правую руку от Бога-Отца. И вывод из всего этого: Раб\Слуга будет благоуспешен в труде Своем и достигнет положения славы.

В ст. 14 говорится, что до возвеличивания Христу предсто­ит пострадать и испытать унижение. Его тело будет настолько изуродовано, что люди не смогут узнать Его. Такое действительно произошло с Иисусом после избиения его плетьми. Ему дали 40 ударов особой плетью, сделанной из множества узких кожаных полосок, причем на концах были привязаны кусочки металла или кости. Такая плеть буквально разрывала тело, вырывая куски не только со спины, но со всех других частей тела, куда она попадала. Очень часто осужденные не доживали до распятия, умирая от ран, полученных в процессе бичевания. После избиения, когда Пилат сказал им: «Се, Человек!» (Ин 19:5), Иисус был настолько изуродован, что в Нем было трудно признать человека. Вывод: Ему предстоит претерпеть тяжкие телесные страдания, и тело Его будет изуродовано до неузнаваемости.

Несмотря на ужасные страдания, описанные в ст. 14, миссия Христа увенчается победой. Он достигнет успеха, о чем говорится в ст. 15. И те, кто некогда надсмехались над Ним, умолкнут. Настанет день, когда они умолкнут в благоговейном страхе перед Ним. Вывод: в конечном итоге страдания Слуги заставят умолкнуть ми­ровых руководителей, когда они начнут осознавать предназначе­ние Его страданий.

После краткого обзора этих текстов мы перейдем к гл. 53, в которой все это раскрывается подробно.

Кто поверил слышанному от нас? – 53:1-3

«Господи! Кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня? 2 Ибо Он взошел перед Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли: нет в Нем ни вида, ни величия. И мы видели Его – и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. 3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его».

В ст. 1 подчеркивается неверие Израиля. Они не восприняли это послание, весть о том, что Иисус – это Христос. Исайя называет Христа Рабом Господним, а здесь также и «мышцей Господней». Ранее Исайя в 40:10 заявляет, что мышца Господня будет управлять «с властью». В Ис 51:5 сказано, что языческие народы («острова») будут «надеяться на мышцу» Господню. В Ис 51:9 говорится о том, что «мышца» Господня приносит избавление от врагов, а в Ис 52:10, что она дарует спасение. Здесь же в 53:1 Исайя отождествляет мышцу Господню со Слугой, Рабом Яхве, Христом. Апостол Павел говорит: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор 1:18). Вывод: Израиль поразится, когда осознает то, что написано в Ис 52:13-15.

Некоторые причины их неверия приводятся в ст. 2. В Его первом пришествии, казалось, не было ничего необычного. Он родился в обычной, скорее даже бедной семье. Его

воспитание и взросление происходили так же, как в обычных еврейских семьях. Так люди о Нем «говорили: Не Иисус ли это, сын Иосифа, Которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: «Я сошел с небес« (Ин 6:42). И еще: «Откуда у Него такая премудрость и силы? 55 Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать зовут Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? 56 И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него всё это?» 57 И соблазнялись о Нем». (Мф 13:54-57). Как мы говорили уже раньше, еще одно подтверждение этому дается в Ис 11:1. Более того, в Его внешнем облике не было ничего такого, что могло бы привлечь внимание людей. Иисус был типичным евреем, и по еврейскому обычаю Он носил бороду. Его рост, цвет глаз или волос ничем не выделяли его из общей массы. Он не отличался физической силой или тембром голоса. До начала своего служения Он занимался обычной ремесленной работой, выполняя ее, наверняка, хорошо, но без выдающихся особенностей. Итак, судя по этому тексту, он не отличался особо притягательной внешностью, был вполне заурядным по внешнему виду. А это никак не соответствовало представлениям людей, которые ожидали великого царя – освободителя. Вывод: когда среди израильтян родился и жил Раб Господень, они не заметили ничего особенного в Его внешнем облике, что могло бы привлечь их внимание.

В ст. 3 говорится, что Раба Господня отвергали, презирали и унижали. Он никогда не получал должного призания и Ему не воздавали почетей как Царю или даже как потомку царского рода. А когда Он испытывал боль и страдания, связанные с Его искупительным служением, люди просто отворачивались от Него, считая Его ничтожным и призренным человеком. Вывод: Он был презрен и отвержен людьми. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни: 53:4-6.

Он взял на Себя наши немощи – 53:4-6

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. 5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. 6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас».

В ст. 4 внимание сфокусированно на заместительной природе страданий Христа. В то время как Израиль не понимал происходящего (это отражено в ст. 4б). Люди считали, что Его страдания посланы Ему в наказание от Бога, полагая, что Он страдает за свои грехи.

Ст. 5 развивает и усиливает идею заместительной цели страданий Христа. Исайя говорит о том, что Он страдал за наши грехи и преступления. Так как Исайя был евреем, то в местоимениях «мы», «наши», он подразумевал, прежде всего, еврейский народ. Однако здесь он расширяет географию искупительного служения, говоря о «мире нашем», что включает также и все остальные народы. В заключение этого стиха автор указывает на действенность этой жертвы. Жертва не была напрасной, она принесла исцеление от болезни, которая должна была уничтожить весь мир.

В ст. 6 Исайя указывает главную проблему и вину людей – отступление от Бога. Это отступление и стало причиной многих других грехов, за которые мы должны были понести ответственность. Но Сам Господь возложил нашу вину на Своего Раба. И, опять-таки, здесь говорится «грехи всех нас», что подразумевает как евреев, так и другие народы. Вывод: Христос страдал не за Свои грехи. По воле Бога Он взял на Себя всю вину и наказание за грехи всего мира. Этим Он принес исцеление людям от их духовного разложения.

Он истязуем был, но страдал добровольно – 53:7-9

«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так [и] Он не отверзал уст Своих. 8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. 9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его».

В ст. 7 говорится, что Христос молчал, когда Его истязали. Иисус молчал, когда над Ним издевались евреи, а потом римляне (Мф 26:62-63; 27:12-14; Лк 23:9). Он ни словом не возразил против выдвинутых в его адрес обвинений. Но про Израиль такого сказать нельзя: Израиль не оставался безмолвным, когда на его долю выпадали страдания. Много книг написал Израиль, описывая свои страдания и обвиняя тех, кто был повинен в них. И сегодня современное государство Израиль не стало молчать перед лицом угрозы со стороны арабов. Израиль бомбил ядерные установки в Ираке и военные лагеря в Палестине. Поэтому этот стих о молчаливом страдании нельзя относить к народу Израиля ни в прошлом, ни в настоящем времени. Итак, молчание и стойкость присущи мессианской личности. Вывод: Слуга Божий покорно отдался страданиям, смирившись с несправедливос­тью по отношению к Себе. Он ничего не сказал в Свою защиту, не пожаловался и не обвинял обидчиков.

В ст. 8 Он предстает перед судом закона, на процессе, где Ему вынесли смертный приговор. Затем Он был «отторгнут от земли живых», то есть убит. Он пострадал по обвинению со сто­роны закона. Ст. 8б гласит: «За преступления народа Моего претерпел казнь». Он был предан смерти за «преступления» народа. Термин «преступление» здесь выступает синонимом слова «грех» и означает нарушение закона. Между Христом и Его народом, то есть Израилем, нет знака равенства. Христос будет убит за грехи Израиля. Вывод: После судебного разбирательства и вынесения приговора Раб Яхве был предан смертной казни. Израиль же не осознал, что Он погиб за грехи Своего народа.

В ст. 9 говорится о погребении Христа. После предания Его смертной казни как преступника, можно было ожидать, что Его и похоронят, как было принято, в общей могиле с преступниками. Но здесь вмешался Господь. Тот, с кем несправедливо и жестоко обошлись во время казни, после смерти на кресте по праву занял почетное место. Его похоронили в гробнице богатого человека. Действительно, Иисус был снят с креста и положен в гробницу богатого человека, Иосифа из Аримафеи (Мф 27:57-60). Бог назначил так тому быть, «потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его». Действительно, Иисус за всю Свою жизнь не разу не погрешил (Евр 4:15), и доказательством тому было то, что на суде единственным обвинением против Него было то, что Он называл себя Сыном Божьим (Мф 26:63-65). Его смерть была чисто заместительной. Вывод: Раба Яхве хотели похоронить в общей могиле с преступниками, но по Божьему изволению и вмешательству Его похоронили в гробнице богатого человека. И это свидетельствовало о Его невиновности.

Но Господу угодно было поразить Его – 53:10-12

«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господа благоуспешно будет исполняться рукой Его. 11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. 12 Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Обратите внимание на то, кто в конечном итоге ответствен за смерть Христа (ст. 10). Ни евреям, ни римлянам, но Самому Яхве было угодно допустить Его смерть. Бог пожелал поразить Его, дабы «душа Его принесла жерт­ву умилостивления». Единственный, кто способен, кто может да­ровать спасение миру – это Бог. Смерть Христа не стала случайностью, не произошла из-за стечения обстоятельств, но она была частью особого замысла Божьего. Библейский закон гласит, что нет прощения без пролития крови. В качестве временного уста­новления возникла система принесения в жертву животных. Но такие жертвы лишь покрывали грех, но не могли его полностью уничтожить. Даже тогда покрытие, то есть очищение от грехов, было действительно лишь на один год – до следующего Дня очищения. По существу, все эти жертвы были лишь образами той истинной жертвы, которая очищает от греха. Без единовременной Божьей жертвы все жертвы животных не имели бы никакого смысла и были бы неугодны Богу, так как животные не могут заплатить за грех людей. Христос же станет после­дней жертвой за грех, той жертвой, которая в итоге навсегда унич­тожит грех. И только Бог сможет это совершить. Именно Бог, в конечном итоге, предназначил Христу умереть на кресте. Но, вот, в ст. 10 далее мы читаем весьма странные слова: «Он узрит потомство долговечное». Если Он был убит, как смо­жет Он увидеть свое духовное потомство? Если Он умер, то как дни Его могут быть продлены? Единственная возможность в та­ком случае – через Его воскрешение, о котором мы будем рас­суждать далее. Получив сведения о том, что Христу пред­стоит умереть, мы незамедлительно узнаем, что Он восстанет из мертвых. После воскресения Христос успешно проведет Свою мис­сию, и тем самым «воля Господа благоуспешно будет исполняться рукой Его». Вывод: Богу было угодно допустить, чтобы Его Раб пострадал и умер, чтобы таким образом Бог мог совершить искупление людей. И хотя Он умер, Он увидит свое потомство и дни Его будут продлены.

Кроме того, в ст. 11 сказано, что Христос, которому предстоит умереть, сможет увидеть результаты, плоды Своих страданий. Через познание людьми того, что Христос погиб за их грехи, Он принесет оправдание многим. Хотя Он умер за всех, Его смерть может даровать спасение только тем, кто верит в Него. Он понесет на Себе грехи тех, кто уверует в Него: «грехи их на Себе понесет» (ст. 11б). Вывод: Бог будет удовлетворен работой, проде­ланной Его Рабом, потому что Он умрет заместительной смертью за Свой народ, и через эту смерть Он сможет оправдать многих, понеся их грехи на Себе.

Из ст. 12 ясно, что Он в итоге войдет в Свое царство «за то, что предал душу Свою на смерть». Он был причислен к грешни­кам, хотя Сам не совершил никакого греха. Он понес на Себе грехи других. И теперь, как Искупитель, Он стал истинным ходатаем за грешников. Вывод: в конце концов, Слу­га Яхве будет обильно благословлен, более всех других, поскольку Он умер за других, и, таким образом, понес их грехи на Себе, а ныне ходатайствует за них.

Обобщение

Этот библейский пассаж (Ис 52-53), это пророчество, как становится ясно после его прочтения, никоим образом нельзя соотнести с народом Израиля. Израиль никогда не оставался безмолвным. Из­раиль никогда в судебном порядке не был признан виновным и никогда не был осужден. Израиль как народ никогда не был предан казни.

Как уже ранее было сказано, все без исключения раввины в древности рассматривали этот библейский пассаж в качестве мессианского. Разумеется, существует, на первый взгляд явное противоре­чие между отрывками, где описываются грядущие страдания Мессии, и теми, где описан Мессия победитель, правитель и царь в Иерусалиме. Но эти противоречия только кажущиеся.

Для верующих совершенно очевидно, что Христос должен прий­ти дважды: первый раз Он придет, дабы пострадать, а во второй раз Он придет, дабы установить Свое царство и потом мирно править в Иерусалиме.

В древности раввины решали эту проблему по-разному. В результате появилась концепции о двух Мессиях. Они учили, что первый Мессия, которого они называли «Мессией, сыном Иосифа» и который страдал в Египте, придет, дабы пострадать и умереть, во исполнение пророчества о страдающем Рабе (Слуге) Яхве. Это будет Мессия из Ис 53. Второй же Мессия, которого они называ­ли «Мессией, сыном Давида» придет и воскресит к жизни первого Мессию. Затем Он установит Свое царство, где станет правителем и владыкой. Они правильно поняли учение о смерти и воскре­сении, содержащееся в мессианских пророчествах, но они не смогли верно истолковать то, что Мессия должен прийти один раз, дабы умереть за наши грехи, а потом прийти во второй paз, дабы установить Свою власть и царское правление в Иеруса­лиме.

Существуют, по крайней мере, десять аргументов, которые по­зволяют сделать вывод о том, что в данном библейском пассаже речь идет не об Израиле, но о Христе:

  1. Еще в древности раввины рассматривали эти тексты как мессианские.
  2. Использованные в данных главах местоимения множественного числа первого лица («мы», «наш», «нашего» и т. д.) должны относиться к Исайи и к еврейским читателям, к которым он обращается, тогда как местоимения «он», «ему», «его» относятся к Мессии.
  3. Во всем этом пассаже о Рабе говорится в единственном числе, поэтому речь не может идти о народе. Здесь нет никакой аллегории или отождествления Раба с Израилем.
  4. В ст. 9 сказано, что Христос будет претерпевать эти страда­ния добровольно и молча в отличие от Израиля, с которым все было иначе.
  5. В ст. 8 написано, что Раб умрет за Свой народ: это были евреи. Таким образом, нет оснований для отождествления Раба с Израилем.
  6. Раб Яхве пострадает, будучи невинным (Ис 53:4-6, 8-9), тогда как Израиль все время будет страдать за свои собственные грехи, о чем Исайя написал в гл 1, в ст. 4-8.
  7. Рабу предстоит пострадать за других, умереть замести­тельной смертью, вместо других (53:4-6, 8, 10, 12), тогда как Израиль никогда не будет страдать за язычников.
  8. Страдания Христа приносят оправдание и духовное исцеление тем, кто примет Его (ст. 5б, 11б); Израиль же никогда ничего подобного не сделал для язычников.
  9. Раб Яхве умирает (ст. 8, 12), тогда как Израиль продолжает существовать.
  10. Слуга воскрес (ст. 10-11), но поскольку народ Израиля ни­когда не переставал существовать, то не было необходимости и воскрешать его.

Вывод

Исайя 52:13 – 53:12 учит тому, что:

- Христос родится в самой обычной семье, самым обычным ре­бенком.

- В Свое первое пришествие Ему предстоит испытать стра­дания.

- В Свое первое пришествие Он будет отвергнут Своим народом.

- Христос будет предан суду и осужден на смерть.

- Он будет казнен.

- Он будет похоронен в гробнице богатого человека.

- Он воскреснет.

- Страдания Христа и Его смерть будут носить заместительный характер. Он умрет, чтобы люди были очищены от своих грехов и установили новые взаимоотношения с Богом.

- Христос принесет оправдание всем тем, кто верует в Него.

Комментариев пока нет.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где. Основной код HTML не допускается.