Архив

Даниил 9:24-26. Расчет времени Христа

«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. 25 Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки – семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ], и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. 26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения».

Книга пророка Дани­ила открывает нам важные свидетельства пришествия Христа, те свидетельства, которые многие люди обычно упускают из виду. Но они там присутствуют, и игнорировать их нельзя. Тот факт, что Даниил был пророком, установлен твердо. Он точно предсказал возникновение Мидо-Персидской, Греческой и Римской империй, живя во времена расцвета Вавилонской империи, которая предшествовала этим царствам. Он точно предсказал распад Греческой империи на четыре царства, а также множество событий, связанных с двумя из них – Сирией и Египтом. Он пророчески предвозвестил роль Маккавеев в этот период. Именно эта точность предска­заний в книге Даниила побудила многих критиков выдвинуть гипотезу о более поздней дате ее написания, хотя нет никаких веских доводов, которые опровергли бы факт написания книги во время, обозначенное в ней самой. Самая поздняя дата написания книги – около 530 г. до н.э.

Ключевые пророчества, которые нас интересуют более всего в данном исследовании, записаны в Дан 9:24-26. Однако, несомененно, было бы полезно сделать обзор всей главы, чтобы понять контекст появления пророчества о времени пришествия Христа.

Исторической фон (9:1-2)

Время пророчества Даниила упоминается в тексте как «первый год Дария», что примерно соответствует 539 г. до н. э., то есть прошло 66 или 67 лет после того, как Даниил в числе первых переселенцев в 605 г. до н. э. был уведен в вавилонский плен.

Именно об этом говорит Даниил. Он изучал Писания и пришел к выводу, что предсказанное время опустошения Иерусалима подходило к концу, поскольку оно определялось в 70 лет. Даниил пишет, что изучал «книги», и одна из них была книгой пророка Иеремии; годы жизни Иеремии и Даниила отчасти перекрывались. Два раза Иеремия (Иер 25:10-12 и 29:10-14) предсказывает, что плен и опустошение Иерусалима продлятся 70 лет. Какие еще книги изучал Даниил, нам точно не известно. Однако можно с большой долей вероятности предположить, что речь идет о книге пророка Исайи, поскольку имен­но в ней называется имя Кира как того, кто разрешит евреям вер­нуться на свою родину (Ис 44:28 — 45:4). Кроме того, он мог почер­пнуть информацию из писаний Моисея и других пророков, в которых говорится об особых условиях установления Мессианского царства, и они были полезны для Даниила тоже (Лев 26:40-43; 3 Цар 8:46-53; Иер 3:12-18; Ос 5:15 — 6:3). В этих отрывках подчеркивается, что весь Израиль должен покаяться в своем грехе до того, как будет установлено Царство Христа.

Отсчитав 70 лет от 605 г. до н. э., мы видим, что эти 70 лет подходят к концу в 539 г, до н. э., то есть Даниил видит, что пленение должно закончиться примерно через три-четыре года. Если же считать с 586 г. до н. э., когда Иеруса­лим и храм были разрушены, то эти 70 лет еще не истекли бы до 515 г. до н. э. Но Даниил начинает свой отсчет с 605 г. до н. э., со времени первой, а не со времени второй депортации в 597 г. до н. э. или со времени разрушения храма и последнего изгнания в 586 г. до н. э.

Даниил не только ожидает завершения вавилонского пленения по прошествии 70 лет, но и исключение дальнейшей возможности опустошения Иерусалима; он ведет себя так, как будто бы находится на пороге установления Мессианского царства. Слово Божье всту­пает в действие в результате молитвы; и, сознавая, что этому должно предшествовать исповедание национального греха он исповедует грехи Израиля.

Молитва Даниила (9:3-19)

Эта подробная молитва Даниила может быть подразделена на две части. Первая часть включает в себя исповедание греха (ст. 3-14). Даниил осознает и совершенный грех, и вменяемую за него вину с двух сторон: во-первых, это было неповиновение закону Моисея, а во-вторых неповиновение пророкам, которые пришли на смену Моисею. Вторая часть молитвы – это мольба о милости (ст. 15-19).

В конце своей молитвы Даниил произносит слова, полные драматиз­ма: «Господи, услышь! Господи, прости! Господи! Внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем». Когда Даниил говорит «не умед­ли», он, вероятно, просит Бога начать отсчет периода плена от 605 г., а не от 597 или 586 гг.

Появление Гавриила (9:20-23)

Когда Даниил еще молился, его мольба была прервана появле­нием Гавриила. Вероятно, Даниил хотел сказать нечто большее, но не успел. Он был прерван «около времени вечерней жертвы». Речь идет о постоянном жертвоприношении, которое совершалось в вечерние часы, когда стоял храм. Хотя этого уже не было в течение 50 лет, Даниил страстно мечтал о возвращении из плена и восстановле­нии храма, о чем и свидетельствует это его воспоминание о жерт­воприношении.

Гавриил рассказал Даниилу о цели своего посещения: во-первых, разъяснить Даниилу кое-что, что он понял неверно, а во-вторых, представить ему откровение Божье, которое содержало уточнение вре­мени первого пришествия Христа.

Семьдесят седьмин (9:24а)

Гавриил открывает свое пророчество Даниилу следующими сло­вами ««Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего». Большинство богословов соглашаются с тем, что здесь идет речь не о неделях (70 по 7 дней), а о годах (70 по 7 лет).

Вполне очевидно, что Даниил думал о годах, особенно через призму 70 лет вавилонского плена. Он считал, что по проше­ствии 70 лет плен закончится, и будет установлено царство. Но здесь Гавриил использовал игру слов в еврейском тексте: в том, что касается Мессианского царства речь идет не о 70 «годах», но о 70 «седьминах» годов, то есть в целом это составляет 490 лет.

Этот период в 490 лет был «определен» для еврейского народа и для святого города Иерусалима. На иврите слово «опре­делены», буквально означает «отрезаны». В главах 2, 7 и 8 Бог открывает Даниилу ход истории, период, когда язычники будут владычествовать над еврейским народом. Этот длительный период начинается с Вави­лонской империи и продолжается вплоть до установления Мессиан­ского царства. По этой причине его часто называют «временами язычников». Этот 490-летний период был «определен» для окончательного восстановления Израиля и установления Мессианского царства.

Важно подчеркнуть, что эти семьдесят седьмин не имеют отношения ни к язычникам, ни к Церкви, но только к еврейскому народу и Иерусалиму. Этот период тесно связан с первым и вторым пришествиями Христа, но мы здесь остановимся в основном на Его первом пришествии.

Назначение семидесяти седьмин (9:24б)

Далее, Гавриил сказал Даниилу, что эти семьдесят седьмин пред­назначены для шести целей. Первые три призваны устранить отрица­тельные и нежелательные моменты. Остальные три призваны содей­ствовать установлению и развитию положительных и желательных моментов.

Первая цель – «покрыть преступление». Смысл еврейского текста здесь говорит о том, что должен быть положен конец конкретному преступлению или мятежу. Это преступление – отступничество, бунт израильского народа против своего Бога, который, в конце концов, выльется в отвержение Христа. Так вот, в конце семидесяти седьмин Бог достигнет цели – еврейский народ больше не станет бунтовать против Бога, его история отступничества прекратится. Израиль признает Христа и будет верно служить Его царству.

Второе назначение семидесяти седьмин – «запечатать грехи», другими словами «положить конец греху». Здесь, скорее всего, речь идет о грехах повседневной жизни, и этим грехам тоже должен быть положен конец. Все это хорошо согласуется с предсказаниями пророков, которые провозглашали, что в Мессианском царстве грех Израиля будет прекращен (Ис 27:9; Иез 36:25-27; 37:23; Иер 31:31-34).

Третье назначение – «загладить беззакония». Еврейское слово «загладить»  – капар, оно того же корня, что и слово киппур, как и в названии праздника Йом Киппур, День искупления или очищения. Таким образом, третье назначение – это искупление или очищение грехов, другими словами, прощение грехов.

Все эти три фактора: прощение грехов, свобода от власти греха и неотступная верность Богу являются очевидными плодами Божьей работы в сердце человека, который через искреннее покаяние и веру в Иисуса, как своего Господа и Христа, переживает благодатное действие Духа Святого, Который очищает, освящает и наполняет сердце человека новыми плодами. Все это также согласуется с пророчествами о том, что Бог пошлет Израилю покаяние и изольет на него Духа Святого.

Четвертое назначение семидесяти седьмин – «привести правду вечную», что буквальнь можно перевести как «привести к веку правед­ности». Этот век праведности должен быть Мессианским царством, о котором возвещали пророки (Ис 1:26; 11:2-5; 32:17; Иер 23:6; 33:15-16). Именно установление этого века ожидал увидеть Даниил после 70 лет плена, но теперь ему было сказано, что это произойдет только после периода семидесяти седьмин.

Пятое назначение этого периода – «запечатать видение и проро­ка». Здесь Даниил использует слово, которое означает «замол­чать». Термин «запечатать» соответствует по смыслу понятию «прекратить» или «полностью исполнить». Таким образом, видение и пророчество должны быть исполнены и завершены. Скорее всего, здесь говорится о видении и пророчестве, которое Бог дал через Даниила, хотя эти слова также могут означать, что исполнятся все пророчества и видения, переданные в Писаниях.

И последнее, шестое назначение семидесяти седьмин – «по­мазание Святого святых». В русском синодальном тексте используется такая грамматическая конструкция, которая указывает на то, что в этой фразе речь идет о личности мужского пола. Однако в соответствии с грамматикой иврита, очевидно, что речь идет о храме, который в деталях описал современник Даниила Иезекииль (Иез 40-48).

Начало семидесяти седьмин (9:25а)

Даниилу было ясно сказано, когда начнется отсчет этих се­мидесяти седьмин. Гавриил говорит: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима». Таким образом, семьдесят седьмин начнутся с декрета о восста­новлении Иерусалима. В летописи Пер­сидской империи не все столь ясно для нас как нам хотелось бы. Но на основании имеющихся в нашем распоряжении библейских и ис­торических свидетельств можно рассмотреть четыре возможных варианта времени выхода такого указа. Один из них – это указ Кира, который был издан между 538-536 гг. до н. э. и который касался восстановления храма (2 Пар 36:22-23; Езд 1:1-4; 6:1-5) и города Иерусалима (Ис 44:28; 45:1З). Второй вариант – указ Дария Гистаспа (Езд 6:6-12, вышедший в 521 г. до н.э., который подтверждал указ Кира. Третий вариант – указ Артаксеркса Ездре в 458 г. до н. э., который разрешал проводить служение в храме (Езд 7:11-26), и четвертый вариант – указ, изданный Артаксерксом в отношение Неемии (Неем 2:1-8), который вышел в 444 г. до н. э. В нем говорилось о восстановлении стен вокруг Иерусалима.

Из этих четырех вариантов только первый и четвертый указы могли быть реально связаны с испол­нением сказанного Гавриилом Даниилу. Но даже выбор первого или последнего не снимают всех вопросов относительно исчисления времени прихода Христа.

Первые шестьдесят девять седьмин (9:25б)

Семьдесят седьмин подразделяются на три части: семь седьмин, шестьдесят две седьмины и одна седьмина. В ходе периода в шестьдесят девять седьмин евреи вернутся из вавилонского плена, и Иерусалим будет восстановлен: «возвратится [народ], и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». По окончании этого периода должен прийти «Христос Владыка» (в тексте буквально сказано: «до Мессии Князя»). Так ясно, как это возможно, Даниилу сказано, что после истечения двух периодов, семь и шестьдесят две седьмины, вслед за указом о восстановлении Иерусалима Христос будет здесь, на земле.

Здесь надо признать, что у нас есть целый ряд трудностей в исчислении. Во-первых, как уже говорилось выше, мы не можем однозначно сказать, о каком из указов идет речь. Во-вторых, мы не знаем, был ли по замыслу Бога промежуток времени между первыми семью седьминами и следующими шестьюдесятью двумя. Это вполне может быть, так как последняя седьмина далеко отнесена от первых шестидесяти девяти. Мы также не можем точно сказать, надо ли считать до времени рождения Христа или до его смерти. Существует несколько вариантов подсчетов, которые довольно точно приводят цифры к тому, чтобы они подтверждали миссианство Иисуса. Но мы поступим по-другому.

Допустим, что указ, о котором идет речь – это указ Кира в 536 г. до н.э., тогда самая ранняя дата прихода Христа возможна через 483 года, то есть в 53 г. до н.э. (или около 60 г. до н.э., если считать по древнему календарю, в котором было 360 дней в году). А если учесть, что одним из событий, которое последует после смерти Христа, будет разрушение храма (Дан 9:26), то нам становится ясным, что Христос должен прийти в промежутке от 60 г. до н.э до 70 г. н.э. И если мы посмотрим на этот исторический период в жизни Израиля, то нам будет достаточно просто понять, что в этот период в Израиле не было ни одной личности, кроме Иисуса, которая хоть в какой-то степени могла бы претендовать на роль Мессии.

События между шестьюдесятью девятью седьминами и семидесятой седьминой (9:26)

В ст. 26 Даниил указывает какие три события должны произойти после завершения второй части этих седьмин и перед началом третьей их части.

Ангел сообщает, что «предан будет смерти Христос, и не будет».  В соответствии с правилом понимания еврейского текста эта фраза, прежде всего, означает насильственную смерть или смертную казнь. Вторая часть фразы «и не будет» может быть истолкована по-разному. Она может означать «ничто», подчеркивая состояние смерти Христа. Ее также можно перевести и таким образом, что Он умер «не за Себя» то есть «Он умер за других, а не за Себя Самого – то есть заместительной смертью». Первые три предназначения семи­десяти седьмин – покрыть преступление, запечатать грехи и загла­дить беззакония – все должны были исполниться посредством како­го-либо очищения. По закону Моисея это очищение совершается через пролитие крови (Лев 17:11). Это означает, что смерть Христа позволяет очистить Израиль от его пре­ступлений, грехов и беззакония. Итак, здесь подчеркивается, что между концом второй части седьмин (69 седьмин) и до начала семидесятой седьмины Христос умрет насильственной смертью, которая является заместительной жертвой.

Во-вторых, в этот промежуток времени «город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения». Город и храм, которые должны быть восстановлены согласно указу, с которого начинается отсчет семидесяти седьмин, должны быть разрушены некоторое время спустя после предания смерти Христа. Мы хорошо знакомы с этими историческими событиями.  Иерусалим и храм были разрушены в 70 г. н. э. римскими войсками.

В-третьих, необходимо отметить, что даже «и до конца войны будут опустошения». В оставшееся время между шестьдесят девятой и семидесятой седьминами на святой земле будет идти война, в результате которой произойдут в ней опустошения. Действительно, военные действия римлян на территории Израиля не закончились с разрушением Храма и Иерусалима. Партизанская война отрядов самообороны Израиля привела к тому, что к середине второго века Израиль был, практически, полностью опустошен и разрушен, много людей погибло, а остольные были рассеяны по разным народам.

Семидесятая садьмина (9:27)

Здесь речь идет о последних семи годах в пророчестве Да­ниила, которые еще в будущем. Все указанные выше шесть целей, для которых предназначены семьдесят седьмин из ст. 24, достига­ют здесь своего завершения. Главные моменты, которые отраже­ны в данном стихе, следующие: во-первых, седьмина начнется с подписания семилетнего договора между Израилем и крупным политическим лидером язычников. Местоимение «он» в ст. 27 (в синодальном тексте оно отсутствует) грамма­тически относится к своему ближайшему антецеденту в ст. 26, который не является Христом, но «вождь, который придет»: «И укрепит он союз с властителями в одно семилетие, но в течение трех с половиной лет отменит он жертвы и приношения, и власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предначертанное не постигнет разрушителя» (перевод Давида Иосифа). Об этом «князе» Даниил говорил ранее, в гл. 7-8. Этот политический лидер более известен христианам как Антихрист. Во-вторых, в середине семидесятой седьмины, то есть спустя три с половиной года, этот языческий лидер нарушит договор с Израилем и это приведет к прекращению системы жертвоприношений. Суть в том, что в это время храм в Иерусалиме уже будет восстановлен, ритуал жервоприношений по закону Моисея возобновится, а затем будет насильно прекращен. В-третьих, «мерзость запустения» относится к идолу. Подобно тому, как это было во времена Антиоха Епифана, вновь будет иметь место осквернение храма идолопоклонниками. В-четвертых, за «мерзостью запустения» разразится гнев и наступит опустошение, преследование и военные действия в течение оставшихся трех с половиной лет семидесятой седьмины. Эти страшные дни обычно называются «великой скорбью» или «мукой рождения» (Мф 24:8, 21). Когда события этих дней совершатся, произойдут последние три вещи, предсказанные в ст. 24. Наступит век праведности, будет помазано Святое святых, исполнится всякое пророчество. И будет установлено Мессианское цар­ство, о котором томилось сердце пророка Даниила.

Вполне очевидно, что в Мессианском царстве будет правителем Христос. Это означает, что Христос придет после окончания семидесятой седьмины. Но еще раньше, как утверждает Даниил, Он придет и будет убит после шестьдесят девятой седьмины. Это могло бы выглядеть противоречием, если бы Даниил не говорил о двух пришествиях Христа. Первое из них имело место после истечения шести­десяти девяти седьмин, когда Он был предан насильственной смерти, отдав Свою жизнь как заместительную жертву за грехи Израиля и совершив предсказанное в ст. 24. Во второй раз, в будущем, по завер­шении семидесятой седьмины, когда Он установит Мессианское цар­ство, совершив три другие предсказанные вещи в ст. 24. В связи с этим мы можем сделать вывод, что Христос будет предан смерти после Его первого пришествия, но воскреснет, то есть восстанет из смерти и придет во второй раз.

Разрушение храма и рассеяние иудеев было для мудрецов поражением их национальных верований, поскольку Мессия должен был прийти во времена Второго Храма. Аггей (см. 2:9) дает обетование: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего». Малахия (см. 3:1) говорит: «…И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет…». Рабби Давид Кимхи говорит: «Господь, Ангел завета – это Мессия». Когда в Захарии 11:13 говорится о 30 серебренниках, которые следовало бросить «в дом Господень» и в котором просматривается имя Иуды Искариота, предполагается, что Храм существует. Далее, в псалме 117:26 – гимне, который согласно утверждениям раввинов, будет исполняться для Мессии во время Его прихода, – говорится: «…Благословляем вас из дома Господня». Таким образом, Христос должен прийти до разрушения Второго Храма/

Выводы

Это драматическое пророчество освещает очень четко и бе­зошибочно грядущие события. Во-первых, Христос должен появиться на земле через 483 года после указа о восстановлении Иерусалима. Во-вторых, после Своего пришествия на землю Он должен быть предан смерти – не за Свои грехи, за грехи других. В-третьих, смерть Христа должна произойти в период перед новым разрушением Иерусалима и храма. В-четвертых, некоторое время спустя, после разрушения Иерусалима и храма и последующего периода военных действий начинается семидесятая седьмина. В ходе нее будет установлено Мессианское царство и наступит век праведности. Христос, Который был предан смерти, вновь вернется на землю.

Но кто же такой этот Христос? Только один человек удовлетворяет всем требованиям, которые раскрываются в данном отрывке – это Иисус из Назарета.

Даниил 9:24-27 учит тому, что:

- Христос придет между 60 г. до н.э. и 70 г. н.э.

- Его казнят.

- Следствием смерти Христа станет разрушение Иерусалима и Храма.

Комментариев пока нет.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где. Основной код HTML не допускается.