Blog

Рош ха-Шана

Рош ха-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה‎, букв. «голова года») – еврейский Новый год, празднуемый в первый и второй дни месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (выпадает на сентябрь–октябрь). С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года. В 2013 году праздник начинается с вечера 5 сентября. Израильтяне встречают 5774 год от сотворения мира. Двухдневное празднование появилось в связи с трудностью точно определить новолуние.

В Танахе (Ветхом Завете) первым месяцем года считается весенний месяц авив, позднее названный нисан, когда евреи вышли из Египта. Праздник же первого дня седьмого месяца тишрей назван днём «священного собрания», когда положено не работать, трубить в трубы и совершать жертвоприношения (Лев 23:23–25; Чис 29:1–6). «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой. Праздник труб, священное собрание да будет у вас. Никакой работы не работайте и приносите жертву Господу» (Лев 23:24-25).

Однако в более поздней традиции именно месяц тишрей был определен, как начало нового года, так как согласно традиции, в начале этого месяца Всевышний вершит суд над людьми. Поэтому в первые десять дней месяца тишрей, которые называются Днями Трепета, все верующие совершают покаяние за содеянные грехи. Во время утреннего собрания в синагоге в эти дни трубят в шофар (бараний рог), звуки которого должны пробудить раскаяние в сердцах собравшихся, читают молитвы покаяния и совершают обряд ташлих (евр. «бросать») – «стряхивания» с одежд совершенных прегрешений в память о словах, сказанных о Всевышнем пророком Михеем: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих 7:19). В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу. В эти дни также принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть записанными Всевышним в Книгу жизни в наступающем году. Заканчиваются эти дни праздником Йом-Кипур (день суда и искупления). В этом году вечером 14 сентября.

Поэтому вкусные блюда и нарядные одежды в этот праздничный день выражают не просто радость начала нового года, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде.

А также это время совпадает с началом сбора плодов позднего урожая в Израиле. Поэтому Рош хa-Шана – это празднование изобилия, когда все желают хорошего урожая.

Все блюда, подаваемые на праздничный стол, символизируют пожелания о том, чтобы грядущий год был хорошим. Горькие, кислые и соленые блюда убирают подальше. К столу принято подавать сладкие блюда и фрукты: мед, финики, яблоки, гранат. Ломоть халы – праздничной булки – обмакивают в блюдечко с медом. Это символизирует пожелание, чтобы наступающий год был сладким. Съев первый ломоть халы, берут дольку яблока, макают в мед и говорят: «Дай Бог, чтобы новый год был хорошим и сладким». Есть также обычай кушать во время трапезы кусок рыбьей или бараньей головы, говоря при этом: «Дай Бог, чтобы мы стали в голове, а не в хвосте».

Рош ха-Шана принято отмечать в семейном кругу. Также считается правильным за семейный праздничный стол приглашать бедных или одиноких людей, которые нуждаются в заботе и внимании.

Безусловно, все мы нуждаемся в анализе своей жизни и наведении в ней порядка. На наши взаимоотношения с Богом и ближними следует обратить особое внимание. Грех мешает нам общаться с Богом, а причиненная обида – с ближними. Поэтому нам надо примириться с нашими ближними, простить их или попросить прощения, а также исповедать свои грехи перед Богом: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6:12). Может быть, ближние вас и не простят, а вот Господь ради Своего Сына Иисуса Христа прощает грехи каждого, кто с верой обращается к Нему, и вписывает имена таких людей в Книгу жизни.

Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24).

И еще: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1:9).

А если мы не радеем об этом, то Бог, как любящий Отец, воспитывает нас ради нашего блага: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор 11:31-32).

Да даст нам Господь по богатству Своей благодати в этом году оказаться среди помилованных, а не осужденных!

Комментариев пока нет.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где. Основной код HTML не допускается.